ОглавлениеНазад 36 Вперед
 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Ну и в завершение работы (а ее пора заканчивать, иначе «…краткое и простое» перестанет быть таковым) одна небольшая ремарка. В ходе своих рассуждений мы не сравнивали различные философские «школы» и особые нюансы новомодных «течений». Не сравнивали потому, что философия это все-таки «любовь к мудрости», а не «классификации». А мудрость заключается в том, чтобы выявить «главное», а не «второстепенное» (суть, а не то, как ее излагают). Вот это «главное» мы и пытались отыскать. И в конце концов убедились, что:

  • Наиболее общей предпосылкой эффективного мировоззрения, является концепция тотального релятивизма – признание того, что все в мироздании относительно. Только при таком подходе можно надеяться, что ничто не будет упущено из виду.
  • Вера во всеобъемлющие инварианты (хотя бы и не познанные), равнозначна вынесению «начала», задающего и поддерживающего эти инварианты, за пределы области исследования. Сознание, проявляющее творческую активность, с такой установкой не согласится. (Заметим, что тотальный релятивизм всеобъемлющим оно тоже не признает.)
  • Для любого наперед заданного множества могут быть сформулированы внутренние инварианты, т.е. положения, справедливые для всех его структурных элементов. Будучи абсолютно истинными в рамках самого этого множества, названные инварианты теряют свою истинность за его пределами, а поэтому в целом остаются релятивными.
  • Всякая попытка распространения представлений конечного сознания на все мироздание в целом, противоречит идее полноты и неисчерпаемости этого целого, урезает и принижает его. Такая попытка продиктована верой конечного существа в значительность собственного опыта, т.е. обусловлена его самомнением, а не логикой или эмпирикой (последнее не возможно).

Кроме названных общих концепций мы обнаружили три разных способа интерпретации бытия. В зависимости от того, какой из них берется на вооружение, сознание приходит к той или иной эмпирически подтверждаемой картине мира.

Для сознания, имеющего открытый (эволюционный) характер, любое ограничение когда-нибудь преодолевается, и возникает ситуация, не вписывающаяся в признанные модели. Каким бы основательным ни был фундамент, он вдруг осознается как частный случай чего-то более общего, а тот, в свою очередь, еще более основательного, и так без конца. Иначе говоря, для такого сознания «абсолютной истины» (всеобщего ограничения) не существует, и его практическая деятельность это неизменно подтверждает.

Для сознания закрытого (инволюционного) типа, предел, за который выйти не удается (нигде, никогда, ни при каких условиях) реально существует. «Абсолютная истина» (хотя бы и не познанная) для него отыщется, а факты, опровергающие это, никогда себя не обнаружат – их просто не может быть по определению. Вера в пресловутое «на самом деле» дает такому сознанию «моральное право» исправлять «заблудших», что и является главной причиной человеческих конфликтов.

Комплексное или синтетическое сознание использует оба рассмотренных варианта, меняя их в зависимости от ситуации. Если надо «создавать», включается «открытая» модель, если «уточнять и упорядочивать» – «закрытая». В периоды роста такое сознание открывается, т.е. «обнаруживает» новые «факты», а с ними и возможность дальнейшего развития. «Наевшись» фактов, оно переходит в «закрытый режим» и упорядочивает накопленную информацию (формулирует «закон»). После этого вновь «открывается», затем опять «закрывается» и так без конца.

Наверное, автор не ошибется предположив, что большинство читателей отнесет свое сознание к третьему типу (мы часто мним себя универсалами). Однако, тут не стоит торопиться – речь не идет о решении бытового вопроса. Мы говорим о наиболее общей основе нашего мировоззрения – о том, что, предшествуя опыту, логике и чему бы то ни было еще, определяет в итоге комфортность нашего существования. Добавим, что и в общем «комплексном» варианте вопрос о том, какая из фаз развития – «расширение» или «сжатие», реализуется сейчас (на высшем уровне нашего мира) все равно остается открытым. И тут ответ не может быть поспешным! Причем заметьте – только вы способны его отыскать: вы живете, вы чувствуете, вы расплачиваетесь за ошибки. А значит, вам и «выбирать»! (Но даже выбрав, не забывайте – тот, кому все кажется и ясным, и понятным, просто не достаточно осведомлен об уровне своих знаний и заблуждений – автор с этой мыслью не расстается).

© Панкратов В.П., 2007-2009